ФЭНДОМ

Соблюдение прав и свобод граждан России, относящихся к ЛГБТ (гомосексуальные, бисексуальные и трансгендерные люди), является актуальной проблемой в современной России.

Долгие столетия в России воспринимали «невидимость» и «ущербность» ЛГБТ-людей как нормальное явление. Именно с этим, по мнению правозащитников, связаны проявления агрессии, нетерпимости и политические репрессии в отношении ЛГБТ в России. Однако, в последние годы ситуация начинает меняться и ЛГБТ-сообщество страны становится всё более открытым и видимым, желая жить в мире с остальным обществом и быть счастливыми. Правозащитники отмечают, что в России идёт наступление на гражданские права ЛГБТ-людей, сокращается пространство для обсуждения гомосексуальности, вводится цензура в СМИ и происходит преследование инакомыслящих. Большинство граждан России по-прежнему относятся к ЛГБТ нетерпимо и неуважительно.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В ней не содержится прямого упоминания сексуальной ориентации или гендерной идентичности, однако список запрещённых дискриминаций открытый, поэтому правозащитники считают, что в РФ запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Уголовный кодекс РФ не содержит ответственность за гомосексуальные отношения.

Руководство России заявляет, что в стране отсутствует дискриминация и нарушение прав ЛГБТ-граждан. По мнению правозащитников, дискриминация ЛГБТ-граждан в России носит массовый и систематический характер, а большинство случаев остаются неизвестны общественности. Ни в одном из законодательных актов России явно не упоминается запрет на дискриминацию по сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Власти России считают, что в стране запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности как и любая другая дискриминация, а права ЛГБТ-граждан защищены существующими законодательными актами.

Защитники прав человека отмечают, что российские правоохранительные органы и суды не обеспечивают защиту жизни и здоровья ЛГБТ-граждан страны от посягательств. В РФ ещё ни в одном уголовном деле не был отмечен мотив ненависти к ЛГБТ. Комитет ООН против пыток считает, что органы российской полиции не реагируют должным образом на преступления против ЛГБТ, расследуют такие преступления неэффективно и не привлекают к ответственности виновных.

Верховный комиссар ООН по правам человека выразила свою озабоченность высоким уровнем гомофобии в России и обеспокоенность нарушением прав ЛГБТ-людей на свободу мнений и собраний. Правозащитники отмечают непрекращающиеся избиения и убийства ЛГБТ-граждан за пределами Москвы. Целенаправленные убийства и избиения геев, когда злоумышленники специально ищут своих жертв, становятся всё более распространёнными в России. Кроме того, широко встречаются случаи хулиганских нападений, когда злоумышленники в качестве жертв выбирают тех, кто, по их мнению, относится к ЛГБТ. Часть российских СМИ используют язык вражды по отношению к ЛГБТ, выпускают в эфир и печать откровенно гомофобные репортажи и материалы, содержащие стереотипы относительно ЛГБТ. Особую озабоченность у правозащитников вызывает домашнее насилие в отношении молодых ЛГБТ-людей, потому что они зачастую полностью зависимы от своих родственников, которые отказываются принимать их сексуальную ориентацию или гендерную идентичность.

Правозащитники считают самыми тревожными событиями за последнее время в отношении прав ЛГБТ в России принятие законов против «пропаганды гомосексуализма». Российские политические деятели объясняют необходимость подобных законов борьбой с развратом и желанием защитить здоровье и нравственность детей. Комитет ООН по правам человека признал такие законы нарушающими Международный пакт о гражданских и политических правах. По мнению правозащитников, запреты «пропаганды гомосексуализма» нарушают право на свободу собраний, право на свободу выражения мнения и другие права.

История Править

Долгие столетия в России воспринимали «невидимость» и «ущербность» ЛГБТ-людей как нормальное явление. Именно с этим, по мнению правозащитников, связаны проявления агрессии, нетерпимости и политические репрессии в отношении ЛГБТ в России.

В Российской империи и в СССР гомосексуальные контакты между мужчинами считались преступными. Во времена советской власти, гомосексуальность представлялась в обществе как область деятельности для педофилов и фашистов, а тысячи гомосексуальных мужчин были осуждены и отправлены в тюрьмы или психиатрические больницы. Гомосексуальных женщин, несмотря на отсутствие уголовной статьи, отправляли на психиатрическое лечение. В связи с государственным преследованием, большинство ЛГБТ-людей скрывали свою сексуальную ориентацию. С распадом Советского Союза, в крупных городах России (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) начали активно работать правозащитные ЛГБТ-организации и ЛГБТ-сообщества, но гомофобные установки даже через несколько десятилетий у многих россиян так никуда и не исчезли.

В 1993 году Россия отменила уголовное преследование гомосексуальных мужчин за добровольные сексуальные контакты, однако, ранее осуждённые не были официально реабилитированы или амнистированы. В 1999 году Россия приняла стандарты МКБ-10 и, таким образом, гомосексуальность была депатологизирована.

В 2004 году Александр Чуев внёс в Государственную думу законопроект о запрете «пропаганды гомосексуализма», однако, Правительство России отметило, что такой закон нарушает Конституцию страны и Европейскую конвенцию о правах человека. «Пропаганду гомосексуализма» в России пытались запретить в 2003, 2004 и 2006 годах. Правозащитники связывают эти события с ростом личной свободы граждан страны: ЛГБТ-люди желали жить более открыто. Однако общество в то время было гомофобным, а преступления на почве ненависти к ЛГБТ были серьёзной проблемой.

В апреле 2007 года российские ЛГБТ-активисты направили в Министерство здравоохранения и социального развития письмо, в котором потребовали исключить из перечня абсолютных противопоказаний к донорству крови гомосексуальных мужчин, назвав такой запрет дискриминационным и губительным, и пересмотреть приказ Минздрава от 14 сентября 2001. 16 апреля 2008 года министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова издала приказ «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2001 г. № 364 „Об утверждении порядка медицинского обследования донора крови и её компонентов“», который отменил запрет на сдачу крови мужчинами, практикующими секс с мужчинами. Приказ был зарегистрирован в Минюсте 13 мая 2008 года и вступил в силу через десять дней, то есть 23 мая.

В 2007 году Human Rights Watch и ILGA-Europe отмечали, что в России идёт наступление на гражданские права ЛГБТ-людей, сокращается пространство для обсуждения гомосексуальности, вводится цензура в СМИ и происходит преследование инакомыслящих.

После распада СССР, Русская православная церковь (РПЦ) пользуется политическим влиянием внутри страны. По мнению Human Rights Watch в публичных высказываниях руководства РПЦ есть признаки разжигания ненависти к ЛГБТ. Придерживаясь фундаменталистского подхода к правам ЛГБТ-людей, в июне 2011 года РПЦ представила в Совете Европы доклад российских юристов Понкина, Кузнецова и Михалевой «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма», сутью которого, по мнению Московской Хельсинкской группы, является наступление на права ЛГБТ с использованием гомофобной аргументации.

В 2013 году, в связи с принятием на федеральном уровне закона против «пропаганды гомосексуализма», активизировались общественные дискуссии вокруг правового положения ЛГБТ-людей в России. ЛГБТ-сообщество получилось невиданную ранее поддержку со стороны российских журналистов и общественных деятелей. Однако, усилились и нападки. Британский правозащитник Питер Тэтчелл отмечает, что в России есть тенденция к эскалации гомофобных репрессий, последними из которых стали: уголовная ответственность за свободу выражения мнения, запрет усыновления детей иностранными гомосексуальными парами и объявление ЛГБТ-организаций, получающих гранты из-за рубежа, «иностранными агентами». Human Rights First связывает преследование инакомыслящих, в том числе и преследование ЛГБТ-граждан, как ответ на антиправительственные выступления, начавшихся в 2011 году. По её мнению, Путин начал активно выступать против прав ЛГБТ-людей для укрепления своего влияния внутри страны и отвлечения от других проблем. Наступления на права ЛГБТ привели к ухудшению ситуации с борьбой против преступлений на почве ненависти к ЛГБТ в России.

На пути развития правозащитных ЛГБТ-организаций в России стоят религиозные, социальные, исторические и государственные препятствия, поэтому их развитие отличается от аналогичного в западных странах. Однако, в последние годы ситуация начинает меняться и ЛГБТ-сообщество страны становится всё более открытым и видимым, желая жить в мире с остальным обществом и быть счастливыми. Большинство граждан России по-прежнему относятся к ЛГБТ нетерпимо и неуважительно. Несмотря на депатологизацию и декриминализацию гомосексуальности, стигматизация гомосексуальности всё ещё широко распространена в стране. Human Rights Watch связывает это с усилением в СМИ риторики ненависти к ЛГБТ, принятием законов против «гей-пропаганды», а также полным отсутствием государственных усилий на осуждение дискриминации ЛГБТ-граждан.

Правовое положение Править

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Российская ЛГБТ-сеть отмечает, что никаких особых для себя прав ЛГБТ-люди не хотят. Российские юристы Понкин, Кузнецов и Михалева не согласны с Российской ЛГБТ-сетью и считают, что ЛГБТ-люди хотят для себя особых прав и привилегий.

Россия подписала множество международных документов, гарантирующие равные права для всех людей. Ни в одном из международных документов, подписанных Россией, нет явного упоминания сексуальной ориентации или гендерной идентичности, однако многие такие документы содержат незакрытый список оснований, запрещённых к дискриминации.

В 2010 году Комитет министров Совета Европы, членом которого является и Россия, принял рекомендацию для всех государств-участников о борьбе с дискриминацией и насилием в отношении ЛГБТ-людей. 9-я конференция министров по делам молодёжи Совета Европы, проходившая в Санкт-Петербурге, закончилась скандалом, потому что Россия наложила вето на принятие совместной декларации, в которой содержались требования по борьбе с дискриминацией ЛГБТ.

Конституция Российской Федерации также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В ней также не содержится прямого упоминания сексуальной ориентации или гендерной идентичности. На основании того, что список запрещённых дискриминаций открытый, часть правозащитников считают, что в РФ запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Другие придерживаются мнения, что это говорит о том, что Россия не защищает права ЛГБТ-людей.

Уголовный кодекс РФ не содержит ответственность за добровольные гомосексуальные отношения между лицами, достигшими возраста согласия. Статья 132 («Насильственные действия сексуального характера») охватывает гомосексуальные контакты насильственного характера и содержит идентичное со статьёй 131 («Изнасилование») наказание. Однако, российские политики предлагали ввести уголовное наказание за гомосексуальные отношение, но не одно из этих предложений принято не было. 132 статья УК РФ правозащитниками считается дискриминационной.

В то же время существуют различные нормы, регулирующие действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. В то время как наибольшее наказание за добровольный гетеросексуальный контакт с лицом от 14 до 16 лет составляет четыре года тюремного заключения, подобные гомосексуальные контакты наказываются тюрьмой до шести лет. Кроме того, согласно статье 134, лицо, впервые совершившее преступление по УК освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо вступило в брак с потерпевшей (потерпевшим), что также является дискриминацией гомосексуальных отношений. Кроме того, если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее четырёх лет, то за деяние по УК наказание в виде лишения свободы не применяется. Это правило не распространяется на УК, то есть на гомосексуальные контакты.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ также содержит дискриминационную 56 статью. Эта статья содержит перечень лиц (супруги, близкие родственники), которые могут отказаться давать показания в суде. Гомосексуальные партнёры не входят в этот перечень.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит статью 116, которая признаётся правозащитниками дискриминационной. Согласно ей, мужеложство и лесбиянство считаются злостными нарушениями порядка отбывания наказания.

Жилищный кодекс РФ опирается на понятие «семья», но, в отличии от Семейного кодекса, для определения членов семьи важна не государственная регистрация, а самоидентификация и сожительство, что даёт возможность гомосексуальным партнёрам защищать свои жилищные права, однако, признание членом семьи для гомосексуальных пар возможно только через суд.

Правозащитники констатируют, что в правовом поле России действует политика замалчивания проблем, связанных с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, а ЛГБТ-граждане иногда прибегают к договорным отношениям для устранения существующих правовых проблем, однако, это не всегда эффективно защищает их права и интересы. В гомосексуальных семьях, по закону, один партнёр не может быть наследником другого. Наследование для таких семей возможно только через завещание, но в этом случае возрастает сумма взимаемого налога.

Дискриминация Править

Руководство России заявляет, что в стране отсутствует дискриминация и нарушение прав ЛГБТ-граждан, однако, согласно решениям Европейского суда по правам человека, нарушения есть. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, комментируя закон о запрете «пропаганды гомосексуализма», что Россия должна иметь возможность защищать общество от гомосексуалов. Президент РФ Владимир Путин заявил в июне 2013 года, что в России ЛГБТ-граждане страны являются полноправными членами общества и не дискриминируются. Российские юристы Понкин, Кузнецов и Михалева отмечают, что в России отсутствует дискриминация ЛГБТ, а случаев массового нарушения их прав из-за сексуальной ориентации не зафиксировано.

Испытывая депопуляцию, власти России занимаются пропагандой, согласно которой недопустимо такое поведение, которое не ведёт к воспроизводству (например, гомосексуальный секс).

По мнению правозащитников, дискриминация ЛГБТ-граждан в России носит массовый и систематический характер, а большинство случаев остаются неизвестны общественности. Согласно результатам опроса, опубликованного в докладе Московской Хельсинкской группы в 2009 году, 56 % опрошенных представителей ЛГБТ России подвергались дискриминации из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности; для гетеросексуалов этот показатель составил 4 %. Кроме того, в связи с большой закрытостью ЛГБТ-сообщества, затруднён мониторинг нарушения прав ЛГБТ в России. По итогам мониторинга ситуации с правами ЛГБТ в России за последнюю четверть 2011 года — первую половину 2012 года, правозащитниками были зафиксированы случаи дискриминации ЛГБТ-граждан России в учебных заведениях, на рабочих местах и при трудоустройстве.

Московская Хельсинкская группа и Российская ЛГБТ-сеть считают, что дискриминация ЛГБТ в России это серьёзная общественная опасность, она исключает из полноценной социальной жизни миллионы ЛГБТ-граждан страны, а само терпимое отношение к такой дискриминации способствует легитимизации неонацизма и религиозного фундаментализма.

Правозащитники считают, что принятие в 2013 году федерального закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» указывает на окончательное формирование в России гомофобии как части государственной политики, а сам закон расценивают как узаконивание дискриминации ЛГБТ-граждан страны. Действия власти по продвижению в массы идей борьбы с «пропагандой гомосексуализма» привели к росту насилия над ЛГБТ-людьми. Европейская комиссия за демократию через право, рассматривая вопрос о запрете «пропаганды гомосексуализма», пришла к выводу, что без аналогичного запрета пропаганды гетеросексуальности или сексуальности вообще, такой закон является дискриминационным, потому что не основан на каких-либо объективных факторах. В своём заключении она указала на то, что подобные запреты являются законодательно закреплённой дискриминацией, нарушающей право на свободу выражения мнения.

Антидискриминационное законодательство Править

Комитет ООН по правам человека считает, что защита равенства и недискриминации должны осуществляться в том числе и по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Этого же мнения придерживаются наблюдательные органы всех крупных международных правозащитных договоров, Европейский суд по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Ни в одном из законодательных актов России явно не упоминается запрет на дискриминацию по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, кроме того, в РФ отсутствуют государственные программы и инициативы по борьбе с такой дискриминацией. Из-за отсутствия запрета на дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности уровень гомофобии в стране только увеличивается.

В 2009 году Комитет ООН по правам человека вынес России рекомендации разработать антидискриминационное законодательство и усилить борьбу с дискриминацией ЛГБТ, в том числе с помощью просветительских программ, кроме того, Комитет рекомендовал России эффективнее защищать ЛГБТ-людей от насилия и дискриминации. Аналогичные рекомендации в 2010 году вынес Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов 27 марта 2012 года отметил, что в России запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности как и любая другая дискриминация, а права ЛГБТ-граждан защищены существующими законодательными актами, поэтому в разработке отдельных антидискриминационных законов для защиты прав ЛГБТ нет необходимости. На 24-й сессии Совета ООН по правам человека в сентябре 2013 года, российская делегация отказалась принять антидискриминационное законодательство по признаку сексуальной ориентации, заявив, что запрет на дискриминацию ЛГБТ-людей уже есть в законодательстве России

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики